Лично я думаю, что настоящая роскошь – это великий феномен человеческой культуры (забудем на минуту о природе), она совершенно уникальна и самодостаточна, а посему абсолютно не нуждается ни в чьей оценке. Роскошь в виде искусства – Древний Рим или Возрождение – историческое явление, в ней слиты воедино невероятного уровня ценности – и материальные, и эстетические. Понимание этого феномена доступно, к сожалению, лишь узкому кругу людей, а вот что такое роскошь в нашей жизни и в наше время – это история сугубо личная для каждого. В этом и заключается амбивалентность роскоши: она и элитарна, и невероятно демократична – каждый может создать свою версию. Лично для меня вопрос был решен с самого начала: я родился в роскоши. Конечно, я говорю это с огромной долей иронии: вся наша семья из пяти человек помещалась в самой маленькой комнате коммуналки в роскошном доме на Пушкинской площади, который когда-то полностью принадлежал моему прапрадеду. Но меня окружала изысканная мебель Буля, картины, люстра из горного хрусталя… Так что я на личном опыте смею утверждать, что представление о роскоши формируется индивидуально, как отпечаток жизни и представление о материальном совершенстве и красоте. Это важнейший феномен в жизни, поэтому меня бесит, когда это сложное понятие приклеивают к вопиющей пошлости.
Стремление к роскоши человечно и свойственно абсолютно всем. В молодости у меня были друзья, муж и жена, оба вышедшие из крайней бедности, нечеловечески вкалывавшие и откладывавшие на дом. Где-то в начале 90-х они купили крошечный участочек земли на Рублевке и возвели «дом своей мечты». Я не могу передать шок, который испытал, когда увидел «храмину»: неуклюжая постройка вся было «уделана» «роскошной» резьбой и покрыта кладбищенской золотой краской. Ничего ужаснее я не видел, но они были так счастливы, что я все-таки сумел выдавить: «Ребята, я так рад за вас». Тогда я понял, что роскошь, как и любовь, – понятие личное и никому никак не объяснимое. Они реализовали мечту жизни, а в советской и постсоветской России счастье от создания собственной роскоши усиливалось стократ – ты имеешь право не быть нищим, и тебя за это не посадят. В те времена символы роскоши были предельно конкретные, смешные, по сегодняшним меркам: отдельная квартира, югославская мебель, сырокопченая колбаса и… джинсы! Вообще, роскошь в бурном ХХ веке – это всегда новые временные условные знаки и символы, поэтому культура роскоши в России и на Западе – две несопоставимые величины. Сегодня, конечно, мы живем в другом, историческом понимании этого феномена, но можно ли сравнить его с западным luxury? Да никогда в жизни! Luxury – это универсальная маркетинговая система, ничего выдающегося или уникального! Это «назначенная» группа товаров или институций, которая «прописывается» конкретными группами людей для конкретных групп населения. Безусловно, роль системы luxury огромна – это символы престижа, знаки социальной принадлежности, реестр ценностей и конкретно исчисляемых жизненных достижений. Именно luxury создала то, что мы называем образом жизни. Но, на мой взгляд, статус-символы типа яхты или сверхдорогой машины не могут претендовать на то, чтобы называться роскошью. В отличие от того, что работает на уровне произведения искусства и создает некий драгоценный уникальный мир. В моем случае – это мечта о создании ресторанов-дворцов как работающих в современном режиме феноменов доброй старой роскоши, таинственного симбиоза высоких технологий и сказочного, мифического.