Появление феномена буазери во Франции в XVII веке вообще стало революцией – не только эстетической, но и социальной. Они изменили качество жизни. Ведь проблема средневековых замков, построенных из каменных глыб, состояла в очень нездоровой среде: от влажности и холода, как в каземате, люди гибли пачками. Ответной мерой были огромные, во всю стену камины, в которых практически жили, но опять-таки жили плохо и мало, потому что отравлялись продуктами горения. Первой идеей здорового утепления стало создание огромных гобеленов – так из нужды появилось одно из красивейших явлений декоративного искусства. Они не просто утеплили несчастных феодалов – яркие краски (сегодня от них остались только тени) и невероятно изысканные рисунки и композиции дали толчок к развитию творчества. Гобелены стали выводить людей из мрака средневековья (буквального и переносного) навстречу светлому будущему, но с задачей справлялись не очень успешно. Неизвестно, кто первый придумал все каменные стены обшить деревянными панелями, а пол устлать паркетом, но это действительно была величайшая революция в превращении убийственно холодных феодальных замков в теплые, уютные, человечные и нереально прекрасные дворцы. И буазери стали не только уникальным по ценности «стройматериалом», но и сформировали новую эстетику интерьеров – резные панели заменяли мебель, картины и другие элементы, став самодостаточным произведением искусства. Именно с этого момента кончается средневековье, и феодальный Замок с помощью чуда буазери превращается во Дворец. Во Франции появляются ошеломляющей красоты интерьеры для высшего общества ценителей прекрасного. Сегодня они, увы, «страшно далеки от народа», зато стали предметом поклонения людей образованных и состоятельных. В эпоху Людовика ХIV стеновые панели делали дом любого стиля и достатка сухим и теплым. Прибавьте сюда искусство паркетных полов – и вы поймете, что настоящее искусство просто незаменимо не только для эстетики, но и для здоровья и жизни человека. Дальше – больше: отравляющие дымом гигантские очаги сменились изящными каминами, узкие щели превратились в окна, которые пропускали свет и воздух, а в Версале совсем скоро появилось революционное чудо: окно превратилось в застекленную балконную дверь от пола почти до потолка! Тепло в домах, созданное буазери, позволило Людовику ХIV спать круглый год с открытыми окнами – здоровье монарха стало легендой, а декоративные панели – самым процветающим и самым модным видом искусства.
Подобно тому, как великий Боттичелли с одинаковым вдохновением расписывал сундуки-кассоне и создавал картины, в области буазери также стали работать великие мастера. Например, Жюль Дегуллон или Жак Верберкт, творившие в Версале при позднем Людовике ХIV, стали производить настоящие шедевры – их и сегодня можно увидеть, если заказать специальную экскурсию в личные королевские апартаменты. Завороженный этими шедеврами, я потратил немало лет, чтобы обнаружить тот авторский образец панелей, которые мастера предоставили королю, лично утверждавшему эскиз любого проекта. Вообще поразительно, что «король-солнце» знал зачастую гораздо больше самих архитекторов и других мастеров. Ему, например, принадлежит великий архитектурный принцип: «Никогда не выше деревьев», который определил как божественную гармонию Версаля, так и неудачи его подражателей, которые по всей Европе нагородили кучу уродливых хором a la Versailles с гигантскими претензиями, но без следа вкуса и меры. Буазери эпохи Людовика ХIV были столь идеальны, что впоследствии ни один король не посягнул на их изменение или замену.