Ответ на вопрос, сколько нужно времени, чтобы по-настоящему узнать Рим и его достопримечательности, – тоже загадка. Я в общей сложности провел в нем полгода – более чем достаточно для досконального изучения. Но вот парадокс: Рим – настолько гигантский, ни на что не похожий, феномен, что ты в нем всегда теряешься. Это и манит, и дико раздражает. Изначально я Рим реально возненавидел, но в глубине души просто ждал нового шанса. И он пришел: лет 10 назад мне из Рима позвонили друзья и сказали: «Пора!» Дело было в том, что городское управление сменилось, безобразие было прекращено, движение в центре практически перекрыто – и город ожил, отмылся, похорошел и посвежел. К тому времени в моем сердечном рейтинге Венеция как раз освободила первое место – очевидный перебор посещений, и Флоренцию я уже знал вдоль и поперек, став там почти аборигеном… Новое открытие Рима было неизбежно – и на этот раз мне реально повезло. Я приехал в конце января, и это оказался идеальный сезон: солнечно, сухо, тепло – и никого! Прекрасный город в полупрозрачной дымке проступал передо мной как оживающая волшебная картинка. И тут я оторвался: через неделю я находился в полуобморочном состоянии от непрекращающегося восторга и ошеломления, сколько же сокровищ скрывал этот гигант. Это, правда, невероятно: полтора тысячелетия Рим нещадно грабили, разрушали, вывозили оптом и в розницу – и все равно баснословная имперская роскошь сражает тебя на каждом углу в каждой детали. Еще после посещения Помпеев я подумал: что это за фантастический уровень искусства был в Римской империи, если ты приходишь в такой восторг от его остатков в заштатном городишке? И вот, наконец, в Риме ты понимаешь или, скорее, чувствуешь то величие и неподражаемое качество великого античного искусства, от которого нам достались лишь разрозненные обломки и восторженные легенды. Честно, не будь Рима – и все это осталось бы пустым звуком. Здесь, как в сказке, каждый может вынести себе сокровищ архитектуры, скульптуры, живописи столько, на сколько хватит сил и времени – но по сути и нескольких жизней не хватит, чтобы отработать эту тему по полной. Есть и другой подход, более доступный каждому: постараться проникнуть в душу Вечного города эмоционально – нет города более романтичного для прогулок, полных неожиданных открытий, театральных эффектов холмов, площадей, лестниц и т.д.
Совершенно отдельная история – огромные вековые парки, тоже произведения искусства, которые создают особый шарм и возможность ощутить античность как что-то живое и природное. Один из самых очаровательных парадоксов Рима – это как раз невероятный имперский гигантизм в застройке и деревенские заросшие набережные, идиллические сады при виллах и почти дикая природа бескрайних парков. Но Рим не был бы Римом, если бы во всем не было сильнейших раздражителей и противоречий: застройка улиц по высоте и масштабу кажется застройкой XIXXX веков, но эти римские мастодонты – создания XVI-XVII веков, и это еще одно лицо города: римское барокко, театральное в храмах и внушительно величественное в жилых дворцах и домах, которые на 300 лет опередили масштабную застройку европейских столиц. И опять ты в шоке, и опять думаешь: «Ну и мясорубка!» Но зато – самая красивая на свете. Для чего был построен этот мастодонт? Для того чтобы давить. И десятки веков спустя задача выполняется, так что подход должен соответствовать. Именно в прямом контакте с Римом понимаешь, что такое глобализм, государственность, величие имперской власти, понимаешь, как вторично европейское искусство, которое бесконечно разрабатывало и мультиплицировало вещи из раскопок Римской империи.