Андрей Деллос

О Франции и блистательной эпохе Людовика XIV
За последние месяцы мы все устали слушать бесконечный поток прогнозов Кассандры, читать, думать и бояться. Но еще хуже нам удается переварить бесконечные рассуждения о грядущем Апокалипсисе и о какой-то «новой реальности». Этот нескончаемый бред, разлившийся на просторах интернета и массмедиа. А глобально в жизни ничего не изменилось – нас просто перевели в режим паузы без даты окончания. И здесь к месту будет вспомнить, что человечество имеет совсем не слабое прошлое в 5 тысяч лет – в смысле истории, культуры и великих личностей. Поэтому мне захотелось предложить вниманию читателя размышления о действительно фантастической эпохе Людовика ХIV. Вот уж кто был создателем новой реальности! Обычно такие яркие персонажи долго не живут, и если кто пришел изменить этот мир всерьез и надолго – это редкий феномен. Именно таким был Людовик ХIV, который правил – и как правил! – 72 года и 110 дней. Оценить его объективно невозможно, так что мнения всегда диаметрально противоположны. С социальной точки зрения это, скорее всего, чудовище, а вот с точки зрения специалистов, Король-Солнце – создатель совершенно новаторской концепции искусства и стиля жизни. Стиль этот был одновременно и экстравагантным, и невероятно гармоничным в своей классичности. Именно этот крутой микс стал синонимом французского вкуса. Для меня притягательность личности Людовика ХIV – именно в контрастах.
Подавляющее большинство социально ориентированных историков считает, что его правление привело к беспардонной растрате казенных средств ради своей личной индустрии роскоши и удовольствий, созданию оголтелого абсолютизма и колоссальной машины, работающей вместо государства только на самопиар монарха. Спорить с ними сложно. Но! Именно результаты его космического эгоцентризма создали величие Франции во всех областях, а сам он стал недосягаемым образцом чисто французского art de vivre. В этой яркой жизни было столько шарма и гипнотической притягательности, что вплоть до глубокой и уродливой старости Людовик был иконой стиля, ему поклонялись, его боготворили, каждый мечтал иметь его портрет, и в мире были написаны десятки тысяч подобных портретов. Да и сейчас на всех аукционах за них дерутся: мир до сих пор полон его фанатов. Почему? По сути, Людовик ХIV – ярчайшая модель французского характера, где культ себя любимого лежит в основе всего, что происходит. Ну и еще мода – главный двигатель Франции. И хотя в те времена по всей Европе ненавистников у него наверняка было больше, чем поклонников, подражали ему практически все без исключения: носили парики с кудрями до пупа и танцевали так или иначе под его дудку. Кстати, опять контраст: Король-Солнце был очень строен и хорош собой в юности – отсюда античный культ красивого развитого тела и страсть к танцу – ведь по сути он стал первым в мире балетмейстером и изобрел всю систему поз и движений классического балета. Сюда же можно добавить создание этикета – правил красивого поведения в обществе, которые высоко ценятся и по сей день. Правда, скоро он стал неприятно плешив – и тогда не сдался и изобрел фантастических форм парики, а парикмахерское дело стало искусством и самыми дорогим компонентом имиджа. Эти внушительные изваяния весили тонну, а в жару начинали невыносимо вонять, но роскошь и экстравагантность заданного Людовиком стиля стали обязательны как креативный и социальный символ. Вот вам и рождение высокой моды, без которой невозможно уже представить образ Франции.
Людовику не повезло — помпезный культ личности повредил его имиджу. Но роль его в строительстве новой Франции огромна – этим золотым резервом страна живет до сих пор.
С другой стороны, в объективной реальности король был самовлюбленным, с возрастом стал выглядеть жутковато, вонял «аки дикий зверь» (по характеристике русских послов), к тому же бабником, который прямо-таки питался красивой женской плотью (как бы взбесились феминистки!) и не пропускал в своем «харрассменте» практически никого. Плюс к этому обжорство его не знало границ – пардон, в туалет он ходил в среднем 16 раз в день. Но при этом «священная корова» европейской культуры, высокая гастрономия – продукт именно эпохи Людовика ХIV. Самый большой парадокс Людовика – это превращение темного парнишки (образованием его в юности никто не занимался) в великого знатока политики и искусств, который, наверное, действительно мог со спокойным достоинством сказать: «Государство – это я». По-моему, Людовик ХIV был просто гений. Причем гений невероятно широкого спектра. Но даже не это сделало его правление великим, а то, что он стал непревзойденной машиной организации. Да, при помощи этой самой «машины» он прославлял себя, но получилось так, что прославил в результате Францию. Безусловно, величайшее достижение эпохи, Версаль был придуман и спроектирован до последней колонны лично королем и обеспечен его личным контролем и непреклонной волей. Но важнее для истории оказалось то, что в Версале засиял во всем великолепии чисто французский классицизм, оставивший в тени прошлого и греко-римскую классику, и итальянское Возрождение. Интерьеры Версаля кажутся тяжеловатыми? Очень тяжелые! С точки зрения человека XXI века. Только я осмелюсь задать вопрос: это проблема декоров Версаля или современного человека? Я прочитал про Великого Луи все, что когда-либо было опубликовано, пытаясь понять, как ему удавалось быть везде (мы говорим только об искусстве и не говорим о политике, нескончаемых войнах, финансовых перипетиях и т.д.) и везде получать 100-процентный результат. Сколько часов было в его сутках? Он страстно проектировал все – дворцы, декоры, фонтаны, медали, цветники, костюмы… Словом, каждое желание он умел нарисовать и реализовать. И еще черта гениальности: он везде выискивал лучших мастеров, профессионалов и новаторов в своем деле и заставлял их включаться в создание нескончаемого праздника жизни, прославляющего Короля-Солнце и прекрасную Францию. В результате полувековой гигантской работы возникла новая французская цивилизация, на которую равнялся с тех пор весь культурный мир. Но люди забывают или не знают, что за странный и могучий персонаж стоял за всеми этими свершениями. Революционность Короля-Солнце заключалась в том, что он настолько высоко поднял планку во всем, что опускаться ниже было просто стыдно, – делать хуже и беднее осмелились только в ХХ веке.
Людовик не просто построил вВерсале красивый дворец с парком – это было футуристическое мышление новатора, который создавал с нуля невиданные ранее пространства как в архитектуре, так и в природе, подчиняя ее идеальному разуму и вкусу. Людовика обвиняют в тяжеловесной роскоши и страшных растратах на Версаль из госказны. Даже не поленились посчитать стоимость Версальского ансамбля на современные деньги – 260 млрд евро. Но я бы сказал, что за эти деньги Франция получила абсолютное лидерство в искусстве на веки вечные и восхищение всего мира. По-моему, оно того стоило, и с этой точки зрения Людовик оказался хорошим инвестором. Особенно если учесть, что каждый монарх пытался потом допрыгнуть до этого величия и покушался на свой Версаль. Но это были лишь неловкие подражания. Еще большим достижением я считаю идею Людовика из всего создать сценическую площадку для бесконечного праздника жизни – поэтому его искусство всегда так мажорно и энергетично. И уж совсем уникально то, что во всем этом бурном потоке творчества главным профи был именно он! Считается, например, что версальский парк создал Ленотр, но гениальность самой затеи, безусловно, Людовика, который не вылезал со строек и всегда кричал строителям одно и то же: «Не выше деревьев!». Так что при всей бешеной экстравагантности стиль Людовика ХIV всегда гармоничен. Он обожал театр и отлично разбирался в музыке, которую сочиняли и исполняли лучшие мастера Европы, – например, именитый Люлли, но король ревностно вникал и курировал все до последней ноты.
Он стал непревзойденной машиной организации. Да, при помощи этой самой «машины» он прославлял себя, но получилось так, что прославил в результате Францию.
В правление Короля-Солнце были созданы шедевры декоративного искусства невероятной ценности, которые могли бы стать особой сокровищницей нации: Людовик решил меблировать Версаль громадным количеством предметов из серебра, которые создавали великие французские скульпторы. Очевидцы описывали, как яркое тепло золотого убранства на потолках и стенах фантастически гармонировало с переливающимися серебряными изделиями. Это могло стать самостоятельной легендой, но, увы, величайший пиарщик всех времен и народов, Людовик совершил единственную в своей жизни роковую ошибку. В связи с началом войны в 1689 году, когда Франция оказалась в очень тяжелом положении, Людовик раз в жизни решил быть социально сознательным и сделать красивый жест во имя Родины: он приказал переплавить бесценную коллекцию шедевров и отчеканить из нее серебряные монеты. Никаких весомых результатов это, конечно, не имело, а погибшие сокровища до сих пор оплакивают знатоки истории искусств по всему миру. Судить о невероятной красоте этих шедевров мы можем только по рисункам, эскизам и картинам с их изображениями.
Человечеству не свойственно дорожить тем, что оно имеет, ценится лишь то, что утрачено, – так вот, коллекция Версальского серебра превратилась в легенду и подарила нам еще одно свидетельство величия наследия Короля-Солнце. Так в чем же секрет блестящего организатора «новой реальности»? Думаю, все дело в его страсти к знаниям и умениям, к идеалу его, Людовика ХIV, эпохи. Но при этом король был еще и гениальным топ-менеджером: все сделано его волей, фантазией и неимоверно эффективной организацией. К сожалению, историки не спешат признавать его заслуги, как бы стесняясь всего этого антисоциального безумства роскоши. Кстати, напрашивается параллель с Петром I, которому историки как раз простили немалые грехи ради признания огромных, прорывных для России достижений. Людовику не повезло – чрезмерное изобилие всего на свете и помпезный культ личности повредили его имиджу. Но роль его в строительстве новой Франции огромна – именно этим золотым резервом страна живет до сих пор. Жизнь во всех проявлениях как бесконечный праздник – это и есть та новая религия, которую придумал и внедрил навек Король-Солнце. И любим мы Францию, по сути, именно за это.
ТОП-3 ШЕДЕВРОВ ЭПОХИ ЛЮДОВИКА

Зеркальная галерея

Апофеоз Большого стиля, 73 метра беспримесной роскоши: золото, мрамор, хрусталь, но главное – пропорции и игра света.
→ Версальский дворец

Площадь Побед

Круглую площадь с конной статуей Людовика спроектировал придворный архитектор Мансар.
→ Paris, Place des Victoires

Вандомская площадь

Просторная и элегантная площадь была призвана прославлять военные победы Людовика.
→ Paris, Place Vend^ome

PRIME Traveller №5 (95), Июль – Август 2020

PRIME Traveller №5 (95)
Июль – Август 2020
Уникальные идеи для путешествий, рекомендации авторов Prime Traveller, море вдохновения и самые актуальные новости в мире travel и lifestyle у нас в Instagram.
Подписывайтесь!